Разработка, внедрение и сопровождение 1С по всей России


       ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова» — старейшее предприятие России, основан в 1758 году. Предприятие имеет вековой опыт создания подвижного состава. Первые трамвайные вагоны вышли из цехов завода в 1901 году. Более полувека вагоностроительный завод является основным поставщиком трамвайных вагонов на рынок России и стран СНГ. В настоящее время завод является градообразующим предприятием и выпускает трамвайные вагоны различных модификаций. Кроме трамваев завод изготавливает газорегулирующее оборудование, трубопроводную арматуру, насосы, товары народного потребления, а также выполняет оборонные заказы. В настоящее время численность персонала на предприятии составляет около 5 000 человек.

       Летом 2010 года компанией «Автоматизация бизнеса» завершен очередной этап проекта по автоматизации одного из крупнейших машиностроительных предприятий Челябинской области.

       Машиностроение, является одним из приоритетных производств Челябинской области, и именно в данной отрасли наиболее остро ощущается необходимость внедрения комплексных информационных систем.

       В машиностроении присутствуют практически все циклы оборота капитала: снабжение, производство, хранение, сбыт произведенной продукции, расчеты с контрагентами... Каждая стадия финансового цикла является одним из факторов прибыли предприятия, поэтому комплексная автоматизация всего цикла деятельности предприятия дает наибольший эффект от внедрения информационных систем.

       Многие машиностроительные предприятия нашей области создавались в Советские времена и имеют системы учета, не ориентированные на ведение управленческого учета и получение оперативной информации, необходимой в условиях рыночной конкуренции.

       Одним из таких предприятий являлся «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова». В связи с данной ситуацией руководство предприятия приняло решение о замене используемой информационной системы на современную.

       Основной целью проекта «Внедрение системы автоматизированного управления на предприятии» являлось создание инструментов и механизмов для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности анализа начисляемой заработной платы, оптимизации бизнес процессов, повышения эффективности управления ресурсами предприятия и повышения его конкурентно способности, за счёт внедрения единой информационной системы на всех участках учета.

       До построения новой системы автоматизированного учета на предприятии существовало несколько разрозненных программных продуктов, в основном собственной разработки. Основным являлся программный продукт, разработанный для аппаратного комплекса ЕС ЭВМ в 80-х годах прошлого столетия. В качестве базового программного обеспечения для автоматизации завода был выбран продукт «1С:Управление производственным предприятием», отвечающий основным требования предъявляемым к выбираемой системе.

       Проект реализовывался совместно компаниями «Автоматизация бизнеса» (занимающейся непосредственно внедрением автоматизированной системы и обучением персонала) и Аудиторско-Консалтинговой Группой "АВУАР", оказывающей консалтинговую поддержку по вопросам законодательства и особенностей учета в данной отрасли.

        В настоящее время завершена реализация первого основного этапа автоматизации, в рамках которого автоматизированы основные бизнес-процессы предприятия: 

  • расчет заработной платы (расчет выполняется на 5 000 сотрудников);
  • кадровый учет;
  • управление денежными средствами;
  • управление дебиторской и кредиторской задолженностью;
  • управление продажами и закупками;
  • управление сбытом;
  • управление основными средствами;
  • управление товарно-материальными ценностями;
  • управление закупками;
  • управление запасами;
  • расчет себестоимости готовой продукции без учета части переделов и оценка незавершенного производства только по прямым затратам;
  • взаиморасчеты с подотчетными лицами.

       Компанией Автоматизация бизнеса выполнен полный цикл работ по запуску системы в промышленную эксплуатацию:

  • проведение проектного обследования;
  • разработка технического задания;
  • настройка системы под требования заказчика;
  • перенос данных из используемых ранее систем учета (1С:Предпритияе 7.7 и оригинальных программных продуктов);
  • обучение персонала;
  • тестовая эксплуатация системы;
  • запуск и постпусковое сопровождение системы.

       Ранее на предприятии вся информация вносилась в учетные системы и обрабатывалась только в отделе ИВЦ и со значительной задержкой во времени. А для получения оперативных данных о совершаемых операциях информация должна отражаться в системе на месте ее возникновения. В связи с этим во многом была пересмотрена система документооборота предприятия.

       Одной из ключевых проблем, возникших при реализации данного проекта, являлось то, что многие «будущие» пользователи новой системы имели очень низкую компьютерную грамотность или фактически не имели опыта работы на персональном компьютере.

       Уже сейчас в результате внедрения конфигурации УПП у сотрудников предприятия появилась возможность в оперативном режиме получать необходимую аналитическую информацию. Примерно на 25%, сократился штат сотрудников занимающихся обработкой первичных документов. Значительно сократился разрыв во времени между фактом свершения хозяйственной операции и ее отражением в учетной системе, многие хозяйственные операции стали отражаться в системе в режиме реального времени.

       В настоящее время программный продукт «Управление производственным предприятием» работает примерно на 120 рабочих местах.

       Компанией «Автоматизация бизнеса» продолжаются работы по автоматизации расчета фактической себестоимости изделий и сопровождение запущенных в промышленную эксплуатацию блоков.

       В реализации проекта принимали активное участие руководство предприятия в лице главного бухгалтера (Коляда Алексей Викторович), руководитель ИВЦ (Якунин Андрей) и ведущие специалисты компании «Автоматизация бизнеса» (Балявин Алексей и Сучков Антон).

       Вот как оценивает результаты проделанной работы Главный бухгалтер ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова»:

       «Старая информационная система работала исправно уже на протяжении последних 20-25 лет, но уже не отвечала растущим информационным потребностям предприятия.

       В настоящее время машиностроение переживает не легкие времена. Мы на себе ощущаем практически 8-ми кратное падение производства. Поэтому перед предприятием остро встал вопрос сокращения издержек производства и поиска новых рынков сбыта продукции.

       Данную задачу невозможно было решить без оперативного отражения первичных хозяйственных операций и повышения прозрачности учета. Также требовалась возможность в удобной форме производить анализ ключевых показателей деятельности предприятия. Поэтому руководством предприятия было принято решение перейти на новую систему учета на базе программного продукта фирмы 1С.

       За 8 месяцев в должности главного бухгалтера мы многое успели сделать, провели обследование предприятия, обучили персонал, подготовили техническую базу и перевели расчет заработной платы на новый программный продукт.

       Основные проблемы, с которыми мы столкнулись при внедрении новой системы учета – это ломка менталитета работников предприятия. Многие работники и не представляли, что учет можно вести по-другому, что информация может отражаться в системе «день в день» и что, не вставая с рабочего места, можно получать отчетные данные в произвольных аналитических разрезах.

       Мы понимаем, что экономический эффект будет виден не сразу, но уже сейчас мы смогли полностью уйти от бумажно-ордерной системы учета, выявили некоторые несоответствия в учете, получили возможность анализировать доходную и расходную составляющую деятельности предприятия».